Добралась до спокойного места и хочу что-нибудь написать.
Во-первых, это было мегакруто.
Думала, что заскучаю с непривычки, но на деле пять часов пролетели как один.
Сверхъестественная музыка, от которой вибрирует зал. Насквозь пробирает, подхватывает и уносит за собой, в мир чистых эмоций, в мир сопереживания людям. При этом по ушам не бьет, пресыщения не вызывает; кажется, можно вечность сидеть и слушать, слушать :) Оперные голоса - это что-то, конечно.
Больше всего меня восхитила сама игра. Вот эти вот все эмоции, все передвижения по сцене, каждый, даже самый мелкий жест - все настолько отточенно, настолько выразительно, что в персонажей просто влюбляешься, живешь вместе с ними и переживаешь за них так, как за себя иногда не получается. И все это так идеально подстроено под музыку, что воспринимается почти как танец. Самые простые повседневные движения, каждый шаг, любой поворот головы - все попадает в ритм и настроение музыки. (причем все это так естественно выглядит, что если "выключить звук" - картинка не начнетказаться фальшивой, даже несмотря на типично оперные растянутые диалоги) Вот честно, это сводит с ума. Одновременно и умиротворяет вот это ощущение совпадения, необычной гармонии видимого и слышимого, и вырастает напряжение, потому что чувства персонажей начинают восприниматься как свои.
Я не знаю, как это можно передать словами. Позавчера была в театре - обе ночи снится бедняга Тангейзер, он вообще лично у меня сочувствие вызвал с первых минут, и дальше оно только усиливалось. Вообще, сюжет очень неоднозначный. Нельзя грубо и в лоб сказать - те правы, а эти нет. Потому что сложный сюжет, сложный конфликт, многогранный и многозначный. Потому что все - люди. А людям свойственно по-разному оценивать одни и те же вещи. А еще людям свойственна жестокость, в том числе к близким. И всем людям хочется искать свой путь, а уж гению - втройне, и его путь скорее всего будет странен для нас.
И атмосфера зрительного зала - ну просто вообще. Все такие подчеркнуто вежливые, все принаряжены. телефон ни у кого не зазвонил ни разу - ну вот мало в каком театре встречала такое, если честно. Всегда кто-то или смс пишет, или болтает, или еще что. А тут как будто сговорились себя с лучшей стороны показать :)

Режиссерское решение, конечно, очень смелое. Но это его право - переосмыслять, вносить что-то свое. В конце концов, какое развитие было бы, если б человечество только копировало сделанное предыдущими поколениями? У Кулябина вышла немного другая история, но она по-своему хороша. Те, кто кричат - ах, нас обманули, Вагнер писал про средневековых певцов, а нам показали современного кинорежиссера, какой позор! - те, подозреваю, читать не умеют, ибо в аннотации на сайте оперного довольно подробно описано сюжет и изменения в нем. Хотите видеть только традиционные постановки - ходите только на традиционные, в чем проблема-то? :) Мне вот понравился этот перенос в современность, все действия актеров, все нюансы - все близко и понятно; все это мы видели и в новостях и Алесю-ёпрст читали ))))))) Атмосфера кинофестиваля и репортеры эти, бегающие перед рядами - это что-то с чем-то :)
Скандального ничего не увидела. Ну девушки топлесс, ну и что? Нимфы же. Прекрасные. Логично и понятно, что полуголые. Как бы достаточно просвещенный век, чтобы это вызывало не омерзение и насмешку, а восхищение красотой. Для тех, кто цифры знает, на билете 18+ написано.
Тот самый постер, из-за которого сыр-бор, показывать не стали - вывесили просто белый лист. Ну тут я не знаю. С одной стороны, это сразу и знак "нас зацензурили" и мера, чтобы снять напряжение. В тюрьму никому неохота и это понятно. Решение вполне изящное, куда лучше, чем рисовать что-то вообще иное. С другой стороны.... ну это выхолостило сцену, понимаете? После появления этого баннера все набрасываются на Тангейзера чуть ли не с кулаками, гонят его прочь, мать его чуть ли не с сердечным приступом - когда баннер есть, это грустно, но логично. Когда баннера нет, это странновато. Хотя тут конечно зрители в курсе дел и могут прекрасно себе его нафантазировать.

Из того, что очень-очень прям понравилось - "театр в театре". Я вообще люблю, когда в книгах, например, герой читает письмо, или рассказывает что-то, или следит за чьей-то чужой историей, и она настолько увлекательна, что забываешь про основную книгу, и когда кончается это отступление, приходится усилие делать, чтобы вспомнить, что там вообще было.
В этом плане первый акт - просто рай для меня. Потому что там типичная такая сьемочная суета на сцене, актеры гримируются, переодеваются, камеру туда-сюда возят, провода тянут, еще чего-то происходит в спешке, а потом начинают снимать фильм, и забываешь про всех этих людей, которые в стороне жмутся. Видишь только, как Иисус с Венерой отношения выясняют (и это невероятно трагично, и слова канонного Тангейзера-певца, имхо, очень в тему приходятся Исусу - мол, дорогая, мне без тебя жизни нет, я рад жить с тобой в любви и радости, но я должен , мне надо уйти в мир людей и там отдать себя, потому что иначе ну никак нельзя, это именно такая страсть к своему пути, которой нельзя не подчиниться. И Венера, как любая любящая женщина, очень по-женски все это принимает; и горюет, и злится на предательство, но ведь в итоге будет готова впустить его обратно) и уходишь с головой в их драму, в этот накал эмоций; а потом вдруг звучит отрывисто что-то вроде "стоп камера, снято!" - и тебя будто выдергивает обратно, в реальный мир, где Тангейзер ищет уже свой путь.

Все три акта очень разные по настроению, по энергетике, и из-за этого мне немножко сложно было принять все это, как будто "перестроиться" в антракте с одно воспрятия на другое. Првые два больше всего понравились; зато третий задел гораздо глубже, я аж расплакалась, да и по соседству носом хлюпали тоже.
Никогда больше не буду думать, что опера - скучная устаревшая штука, доступная только эстетам :)
Зал аплодировал стоя, минут двадцать, наверное. Кричали всякое одобрительное, артисты выходили кланяться снова и снова. Лучше всех встретили Елизавету и Тангейзера, конечно.

Немного о грустном - в фойе театра группа мужчин лет сорока, в темной одежде, с характерными гоповскими повадками и пропитыми расплывшимися рожами цеплялась к зрителям у касс, пытались остановить какого-то интеллигентного на вид мужчину окриками в духе "ты хоть знаешь, куда пришел? Знаешь, куда ты пришел?!", ну и вообще вели себя довольно вызывающе. Уличных беспорядков не было, там дежурило овердофига полицейских (обожаю служебных овчарок, у них такие эльфийские ухи длинные!). На пикет собралось явно больше заявленных 58-ми человек, но ни свои речевки орали довольно вяло, и вообще выглядели скучающими.
Кто-то сообщил о заложенной в театре бомбе, но для зрителей это прошло незамеченным (у нас там вообще была своя атмосфера, вся эта грязь у входа как будто осталась в другом мире), полицейские все прошерстили в антракте, но так деликатно, что никто ничего и не понял ))))
По-моему, это адово мудацкий поступок. И кроме того, нарушение закона по уголовной статье. Очень надеюсь, что звонившего поймают и влепят ему по полной.

Если это лицо православия, то мне неохота делить с ними одну планету.

И о хорошем - тут рациональная сходка была вчера вечером. Новые умные люди - это очень круто.

@темы: итоги дня

Комментарии
21.03.2015 в 08:12

Спасибо, Сварта, очень здорово! Хоть я и слышала от тебя в устном пересказе, но ту более продуманно и обосновано :)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии